Исследователи университета Калифорнии в Беркли экспериментально подтвердили свое предположение, согласно которому просмотр фильмов в режиме 3D наносит вред зрению. Тем не менее, этот формат не перестает быть самым привлекательным для прокатчиков.
Результаты эксперимента с участием 24 взрослых добровольцев подтвердили подозрения специалистов, что созерцание искусственных трехмерных изображений нарушает естественное равновесие между стадиями зрительного восприятия, — сообщает CNews.ru. Причина этого кроется в несоответствии между глубиной экрана и изображения. При просмотре 3D-фильма глаза пытаются одновременно фокусироваться на плоском экране и воспринимать трехмерные объекты, как бы висящие в воздухе перед или позади него. В результате глаза чрезмерно напрягаются, что может вызвать помутнение зрения, усталость глаз и головную боль.
Олег Лебедев, заведующий кафедрой офтальмологии Омской Государственной Медицинской академии, отметил еще одну проблему: «Глаза у нас всех разные: правый и левый ни у одного человека не идентичны по остроте зрения… А технологии разработаны на полной идентичности. Когда возникают несовпадения – возникают и проблемы».
Между тем, популярность стерео-фильмов с каждым месяцем все растет. «Кинопрокатчики стали спекулировать выражением «в формате 3D», заявляя его на афишах. Многие такие фильмы снимаются по обычной технологии, при этом не отличаются особым качеством, но конвертируются в 3D-формат ради коммерческой выгоды», — пояснил проекту «Здоровье в Омске» Дмитрий Отрохов, руководитель отдела кинопоказа и рекламы культурного центра «Атриум-кино». – При этом даже если фильм плохой, больше билетов продадут на него в формате 3D, нежели в обычном формате».
Однако исследователи не призывают полностью отказаться от трехмерного кино – это было бы безуспешно. Вместо этого они предлагают минимизировать возможный вред с помощью введения правил для производителей стерео-фильмов, которые в настоящее время никаким стандартами не руководствуются.
Одним из вариантов решения проблемы может быть создание разных версий фильмов, предназначенных для просмотра в домашних условиях или в кинотеатре. Исследователи также подчеркивают, что необходим плодотворный диалог между учеными, представителями кинематографической индустрии и производителями оборудования.