Ученые заявили, что яд бразильской осы может излечить рак

03.09.2015

Ученые Бразилии и США доказали, что яд осы способен избавить человека от раковых клеток.

Ученые опытным путем выяснили, как яд бразильской осы влияет на раковые клетки. В результате оказалось, что яд осы Polybia paulista способен убивать раковые клетки и при этом не уничтожать их здоровых соседей. Происходит это благодаря тому, что молекулы яда работают только с теми жирами, которые присутствуют на поверхности раковых клеток. Об этом сообщили «РИА Новости» со ссылкой на статью в Biophysical Journal.

Понимание того, как работает этот белок, поможет нам разобраться, как мы можем максимально быстро приспособить и начать использовать его на благо здоровья человека. Как мы уже продемонстрировали, он реагирует только на раковые клетки и не является токсичным для здоровых тканей, что говорит о его потенциальной безопасности. Тем не менее, нам все же еще предстоит провести дополнительные эксперименты для подтверждения этого,

— рассказал Пол Билс из университета Лидса.

Это открытие было сделано около семи лет назад биологами из Бразилии и США. Тогда ученые доказали, что яд бразильской осы Polybia paulista способен уничтожать раковые клетки, разрывая их на части, но при этом не трогая здоровых тканей. В ходе последующих опытов ученые установили, что он способен бороться с раком крови, простаты и мочевого пузыря. Однако, биологи не смогли точно установить механизм избирательного действия яда.

Ученые предположили, что подобная избирательность яда связана с тем, что оболочки здоровых и раковых клеток устроены по-разному. Здоровые клетки тела содержат в себе два слоя жиров, каждый из которых состоит из разных молекул. Когда клетка превращается в раковую опухоль, химический состав этих слоев нарушается, и молекулы, составляющие внутреннюю половину мембраны, часто попадают в наружный слой.

Эксперименты показали, что появление двух таких жиров – фосфадитилэтаноламина и фосфадитилсерина — на поверхности раковой клетки приводит к тому, что молекулы яда начинают прикрепляться к ней в 7-8 раз лучше, чем к оболочке здоровой клетки. Такое прикрепление приводит к тому, что в мембране начинают возникать поры, диаметр которых растет вместе с числом молекул-«разрушителей». В результате этого содержимое раковой клетки просто выходит наружу и она гибнет.

Биологи рассчитывают, что в дальнейшем яд Polybia paulista или его синтетический аналог можно будет использовать в качестве основы или одного из компонентов для будущих лекарств от рака, не вызывающих побочных эффектов и массовой гибели здоровых клеток, как химио- и радиотерапия.