Недостаток сна может повредить мозг

27.03.2014

Американские учёные из Пенсильванского университета с помощью своего исследования доказали, что хроническое недосыпание может привести к повреждению и разрушению нейронов мозга.

The Journal of Neuroscience опубликовал результаты исследования учёных из Penn Medicine, которые доказывают, что хронический недостаток сна не только ухудшает когнитивные функции человека, но и может иметь необратимые последствия для мозга.

"Ранее считалось, что после краткосрочного и хронического недостатка сна когнитивные функции полностью восстанавливаются. Однако некоторые исследования с участием людей показали, что концентрация внимания и другие когнитивные функции не могут полностью восстановиться даже спустя три дня полноценного ночного сна, что поднимает вопрос о серьезности нарушений в головном мозге", - отметила Сигрид Визи (Sigrid Veasey), доктор медицинских наук и член Центра сна и нейробиологии.

Чтобы проверить эти выводы, учёные наблюдали за мышами, одни из которых спали достаточно, а другие - много бодрствовали. Лаборанты обнаружили, что в ответ на краткосрочный недостаток сна нейроны, отвечающие за бдительность и когнитивные способности (нейроны области голубого пятна, ГП), активируют белок сиртуин третьего типа (SIRT3), который играет важную роль в производстве энергии митохондриями и защищает нервные клетки от метаболических нарушений. Однако при хроническом недостатке сна активации сиртуина не происходило. Спустя несколько дней такого режима у мышей уровень этого защитного белка снизился и 25 % нервных клеток их головного мозга погибли.

"Это первое сообщение о том, что длительный недостаток сна может фактически привести к гибели нейронов", - считает профессор Визи.

Общий вывод таков, что митохондрии в нервных клетках, связанных с когнитивными функциями, могут адаптироваться к кратковременному недостатку сна, но как только недосыпание становится хроническим, они перестают полноценно работать. В этом случае защитить нервные клетки можно с помощью повышения уровня сиртуинов. Учёные считают, что на степень повреждения нейронов также влияет образ жизни и имеющиеся заболевания. В частности, диабет, высококалорийная пища и и низкая физическая активность могут способствовать снижению уровня сиртуинов.